В 2020 учебном году при поддержке Главного управления МЧС России по Иркутской области в нашей школе был открыт специализированный класс «Спасатель».
Цель образовательной деятельности в специализированном классе – формирование личности на принципах гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в осуществлении государственной службы в системе МЧС.
Основная образовательная программа основного общего образования в кадетском классе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Обучающимся обеспечиваются условия для расширения изучения предмета обеспечение безопасности жизнедеятельности, в рамках которого раскрываются основы аварийно-спасательного дела, пожарной безопасности, гражданской обороны, начальной военной подготовки, оказания первой медицинской помощи.
Образовательный процесс по изучению основ безопасности жизнедеятельности осуществляется с привлечением специалистов Управления МЧС России по Киренскому и Катангскому районам и подведомственным им организаций, с которыми у школы заключены договора о сотрудничестве по профильной подготовке.
Внеурочная деятельность в специализированном классе также является обязательной и организуется в соответствии с ФГОС ООО по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное:
Внеурочная деятельность в спецклассе представлена:
- секция во волейболу и баскетболу;
- школьный спортивный клуб «ОЛИМПИЯ» (в рамках работы которого проходит строевая подготовка, создаются ситуации для кадетов - спасателей, где ребята проявляют все свои лучшие качества, учатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях)
- занятия от профессионалов – спасателей, где ребята перенимают опыт от находящихся рядом специалистов сотрудников МЧС, сотрудников ГИБДД, МВД России «Киренский»
Компонентом воспитательной работы в кадетском классе является профильная ориентация как специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентации предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Главная цель обучения и воспитания в кадетском классе – это подготовка его воспитанников к служению Родине в военной и гражданской сфере деятельности путём постепенного формирования у них тех верных представлений и стремлений, которые служат надёжной основой истинной преданности Отечеству, осмысленного подчинения власти и закону и чувства долга, добра, чести и правды.
Обучение ребенка в специализированном классе во многом уже указывает на то, что он в будущем собирается посвятить себя профессии связанной с воинской службой. На самом деле выбор профессии детьми не заканчивается с обучением в специализированном классе, а наоборот только начинает осознано формироваться. Это обусловлено тем, что обучаясь в спецклассе у детей появляется возможность находятся в приближенных условиях, в которых обычно проживают военные курсанты, что им позволяет реально посмотреть на выбранную ими профессию изнутри. Если при поступлении в спецкласс детей привлекает в большей степени атрибуты воинской профессии, то находясь в приближенных условиях они сталкиваются с реальными задачами которые перед ними ставят учредители класса:
- принять нормы, правила и традиции спецкласса «Спасатель»;
- сформировать у себя дисциплинированность и ответственность за свои поступки, осознано относиться к обязанностям кадета;
- развить свои способности самостоятельно и эффективно постигать учебный материал, выработать навыки и потребность в самообразовании, саморазвитии и личностном становлении;
- развить приемлемый стиль общения и взаимоотношений с кадетами и учителями.
Именно через выполнение этих задач ребенок в дальнейшем осознанно подходит к решению о выборе будущей профессии.
Как правило, профориентацией в образовательных учреждениях занимаются психологи, основной задачей которых является постепенное формирование у ребенка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Однако, в случае со спецклассом «Спасатель», на наш взгляд для того чтобы данная работа шла более эффективно к ней необходимо привлекать наставников из числа специалистов МЧС - в нашем случае наставником является Малков Дмитрий Анатольевич, начальник пожарно-спасательной части № 39 г. Киренска.
Такие Наставники обладают огромными возможностями в профессиональном самоопределении кадетов. Это обусловлено тем, что они большую часть времени проводят с кадетами и как правило являются авторитетами для своих подопечных.
Следует отметить, что профориентация кадет чаще всего осуществляется по профилю обучения кадетского учреждения Наставник в рамках профориентации стремиться:
- сформировать у кадет положительное отношение к службе в силовых ведомствах;
- содействовать осознанию общественного долга;
- развивать дисциплинированность;
- оказывать помощь в выборе конкретного вида профессионально-военной, специальной или гражданской деятельности как основы профессиональной карьеры;
-воспитывать патриота и гражданина, достойного защитника своего Отечества.
При профориентации кадет неизменным наставником является – классный руководитель. Классный руководитель очень тесно сотрудничает с психологом, социальным педагогом школы, родителями учащихся. Совместно с ними он строит свою деятельность направленную на:
- изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений кадет;
- изучение учебных интересов кадет, связанных с отдельными учебными предметами;
- информирование кадет о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования;
- изучение профессиональных склонностей учащихся;
- информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям;
- профессиональная консультация кадет.
В целом можно отметить, что в нашей школе работа классного руководителя по профессиональному самоопределению кадетов осуществляется в следующих направлениях:
- профинформация;
- профагитация;
- профпросвещение;
- профдиагностика;
- профконсультация.
Профинформация предполагает организацию классным руководителем различных мероприятий, позволяющих кадету понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти равную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда.
К таким мероприятиям можно отнести:
- Проведение торжественных построений, праздников Военно-патриотической направленности: торжественное построение и митинги, вынос флага РФ и исполнение гимна РФ; смотры и конкурсы строевой слаженности и строевой песни.
- Организацию спортивно-массовых мероприятий, включающих в себя работу в спортивных секциях, занятия по изучению содержаний физических упражнений, которые представлены в программе физической подготовки, подготовку сборной команды школы к принятию участи в спартакиаде, а также спортивные праздники, которые посвящены Дню защитника Отечества и Дню Победы, волейболу, баскетболу и др.
- Организацию бесед и встреч Военно-патриотической направленности, которые позволяют обучающимся спец класса «Спасатель» расширить свои знания по истории Вооруженных Сил Российской Федерации. Чаще всего такие беседы предполагают приглашение в школу людей, прошедших боевые действия, бывавших в «горячих точках», ветеранов боевых действий, ветеранов афганской войны и др.
Не менее важным направление в профессиональном самоопределении кадет в работе классного руководителя является - профагитация.
Профагитация предполагает активное воздействие на кадетов с целью побудить их к выбору тех профессий, в которых нуждается рынок труда. Большое внимание в профагитационной работе с кадетами уделяется агитационно-разъяснительной работе имеющую целью повышение в глазах обучающихся престижа военной профессии и развитию у них интереса к профессиям связанных с воинской службой.
В классе часто организовываются просмотры отечественных и зарубежных военных фильмов, чтобы наглядно показать насколько важна и ответственна профессия военного. С учащимися проводятся беседы, классные часы, где на их обсуждение выносится ряд тем. На подобных занятиях главное внимание уделяется важности сохранения своей жизни, физического и психологического здоровья. Хочется конечно, организовать встречи с представителями высших учебных заведений, выпускниками кадетских корпусов, проходящими воинскую службу. Что в свою очередь помогало бы будущим выпускникам задать все интересующие их вопросы по поводу дальнейшего обучения в вузе и получить ответы на интересующие их вопросы.
Профоагитация неразрывно связана с таким направлением профориентационной работы как профпросвещение.
Профпросвещение предполагает ознакомление кадет с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Профессиональное просвещение в кадетском классе призвано обеспечить молодых людей всесторонней и адекватной информацией о существующих профессиях и специальностях, добиться, чтобы каждый кадет хорошо знал, из чего следует выбирать, и умело ориентировался в мире профессий.
Осуществляя профессиональное просвещение мы прежде всего снабжаем кадет информацией о военных профессиях, чтобы будущий выпускник знал основное содержание и условия деятельности всех интересуемых им профессий, какие существуют перспективы для дальнейшего развития в ней. Следует отметить, что профессиональное просвещение не ограничивается только военными профессиями, задача школы дать полную информацию о любой профессии заинтересовавшей его подопечного. Довольно часто к профессиональному просвещению ребята привлекаются к просмотру онлайн-уроков проекта «Проектория», участие в проекте «Билет в будущее».
Наиболее распространенным направлением профориентационной работы является профдиагностика. Она проводится психологом и предполагает всестороннее изучение и оценку индивидуально-психологических качеств, физического развития и состояния здоровья молодежи в течение всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии.
В целом можно говорить о том, что работа классного руководителя по профориентации кадет осуществляется повседневно через организацию быта кадет, в котором существенное место занимает трудовое воспитание: уход за формой одежды, уборка классного кабинета, уход за воинскими мемориалами и захоронениями.
Несомненно, что роль Наставника и классного руководителя очень важна в профессиональном становлении кадет. Они является для них примером, который заботится о них на начальных этапах обучения, а на последующих этапах становится «другом», «советчиком», «эталоном поведения». И от того, насколько компетентным окажется наставник, будет во многом зависеть правильный выбор их профессионального становления.
В этом учебном году ребята – кадеты выпускаются из специализированного класса «Спасатель» и мы осознаем, что впереди у нас еще больше работы, необходимо сохранить ту модель кадетского образования которую мы вели на протяжении трех лет, а следовательно необходимо выстроить новую жизненную стратегию.